Собор Санта-Мария-Ассунта – гордость Сиены

санта мария ассунта

Самый знаменитый храм Сиены стоит в центре города, в нескольких шагах от Кампо. Почти две сотни лет длилось строительство собора Санта-Мария-Ассунта (Santa Maria Assunta), самого красивого готического здания Италии. Притом нынешнее величественное здание — это лишь часть того, что сиенцы задумали изначально: собственно, это был поперечный неф громадного кафедрального собора, от главного корпуса которого в конце концов удалось возвести только стены, до сих пор стоящие справа от собора. Эпидемия чумы 1348 года, огромные расходы и развитие политических событий привели к прекращению строительства. Но и то, что уже было завершено, — шедевр итальянской готики — тоже производит достаточно сильное впечатление.

Богато украшенный фасад с бело-зелёными полосами создал Джованни Пизано (1284-1296 гг.). Оригиналы его монументальных статуй и бюстов сейчас находятся в Музее собора. Бронзовые центральные ворота — это работа современного мастера Энрико Манфрини (1958 г.), а мозаики на фронтонах были изготовлены в конце XVIII века. Из правой части собора возвышается колокольня (XIV в.), украшенная тёмными и светлыми декоративными полосами из разноцветного мрамора. В нереально красивом внутреннем зале этой трёхнефной базилики царит мистический полумрак. Его украшают 26 двухцветных колонн почти арабско-андалузского облика, высокие аркады, синий потолок, расписанный золотыми звёздами, и многоцветные стены. Роскошный пол с 56 красочными изображениями античных и библейских сцен выполнен в различных техниках (мозаика, сграффито и мраморная инкрустация). Над ним работали 40 мастеров на протяжении двухсот лет. Правда, некоторые особо ценные сцены чаще всего закрыты, и их можно увидеть только осенью в течение нескольких недель в году.

С карниза над колоннами вниз взирают бюсты (XV и XVI вв.): Христос, 172 папы и, уж заодно, 36 римских императоров. Чашу со святой водой рядом с входом создал Антонио Федериги. Самое значительное произведение искусства в соборе — знаменитая восьмиугольная мраморная кафедра работы Никколо Пизано и его сына Джованни (в её создании принимали участие и другие известные скульпторы, такие как Арнольфо ди Камбио и Донуато). Если бросить монетку в специальный автомат, то искусственный свет выхватит из полумрака мастерски выполненные фигуры рельефов — на 60 секунд. Эти рельефы изображают библейские сцены. Их выразительные персонажи полны жизни, а лица наделены на редкость индивидуальными чертами. К другим достойным внимания художественным произведениям в соборе относятся главный алтарь работы Бальдассаре Перуцци; бронзовая статуя Иоанна Крестителя Донателло (слева в поперечном нефе, в капелле Сан-Джованни-Баттиста); а также алтарь Пикколомини со скульптурами работы Микеланджело в левом боковом нефе.

В этом нефе есть вход в великолепную библиотеку Пикколомини (Libreria Piccolomini) эпохи Высокого Возрождения с декоративными фресками Пинтуриччо (15051507 гг.), изображающими сцены из жизни папы Пия II. Баптистерий расположен под апсидой собора на площади Сан-Джованни (Piazza S. Giovanni), к которой спускаются ступени Сабател ли (1451 г.). Верхняя часть этой крещальни не завершена, фасад с чётким членением включает в себя части апсиды собора. Мощные опоры, на которые приходится ещё и тяжесть хоров собора, поддерживают украшенные фресками своды. Купель с рельефами Якопо Б. Кверча, Донателло и Гиберти — это безусловный шедевр XV века. В незавершённом Новом соборе размещается Музей произведений искусства собора (Museo dell’Opera). С самого верхнего этажа ведёт проход к недостроенному новому фасаду собора, откуда открывается красивая панорама Сиены и окрестностей.

На первом этаже музея выставлены оригиналы скульптурных украшений собора работы Пизано. На втором этаже можно полюбоваться картиной Maesta Дуччо ди Буонинсенья. Завершение работы над этим двухсторонним алтарным образом (1308-1311 гг.) было отмечено трёхдневными торжествами, а затем он на протяжении 200 лет украшал главный алтарь собора. Это первый шедевр сиенской живописи XIV века. От главного портала собора видно здание госпиталя Спедале-ди-Санта-Мария-делле-Скале (Spedale di Santa Maria delle Scale), которое было построено как приют для пилигримов ещё во времена Дороги франков — возможно, в IX веке. Фрески Доменико ди Бартоло (ок. 1440 г.) в Зале пилигримов дают представление о службе милосердия в Средние века. Сегодня под сводами подвала находится, в частности, Этрусская коллекция, а на верхнем этаже можно полюбоваться коллекцией современного искусства.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ: