Карамболь

мужчина играет в карамболь

Французский карамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.

Игра в Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудования ВСА стандартам.

Шары, используемые в игре Карамболь, один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнении удара битком. Красный же шар битком не может быть.

игра в карамболь

В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.

Правильным будет считаться удар по битку, если он наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющий удар, выбирается следующим образом:

  1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальных соревнованиях).
  2. Жребием.

Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальный удар или уступает его противнику.

Правила игры в «Карамболь»

  • Раскат, т.е. розыгрыш начального удара в игре «Карамболь»

На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к заднему борту и обратно к переднему. Выигрывает право первого удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен коснуться хоть один раз. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:

1. Шар оказался на половине стола соперника.
2. Шар не коснулся заднего борта ни разу.
3. Шар выскочил за пределы стола.
4. Шар столкнулся с красным шаром.

Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определить, какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронности может и не быть).

  • Выбор битка

Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбирать биток (помеченный или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).

  • Первый прицельный шар в игре

Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре с четырьмя шарами) и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре с четырьмя шарами), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.

  • Нога на полу при игре

Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.

  • Удар во время движения шаров

Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте считается движущимся.

  • Завершение удара

До тех пор удар считается незавершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).

  • Фол при соприкосновении шаров

Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.

  • Фол при двойном ударе в игре Карамболь

Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка более одного раза. Это считается фолом. Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара — было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением).

  • Фол при пропихе

Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.

  • Выскочивший биток

Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.

  • Общие правила при фоле

Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:

  1. У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
  2. Не засчитываются ранее набранные очки.
  • Неправильный перескок в игре «Карамболь»

Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.

  • Наказание при умышленном фоле

Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия и ничем более. Другие удары — нарушение. Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.

  • Самопроизвольно двигающиеся шары

Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть остановлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.

  • Ответственность игрока за нарушение правил в игре

Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.

  • Выскочившие шары

Выскочившими считаются шары, которые после удара покинули пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.

А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.правило «Выставление выскочивших шаров»).

Вмешательство, которое не вызвано игроком.

Если во время игры произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.

  • Определение правильного отыгрыша

Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).

  • Ограничение на количество отыгрышей

Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Если это правило не выполнить то будет засчитано нарушение (к правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы).

  • Удар после отыгрыша

Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша (к правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).

  • Выставление выскочивших шаров
  1. Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
  2. Если передняя отметка занята, то выставляется на заднюю отметку, а если и она занята, то на среднюю.
  3. Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если и она занята, на среднюю).
  4. Если красный прицельный шар выскочил, то он выставляется на заднюю отметку (если же она занята, шар выставляется на переднюю отметку , если и она тоже занята, то на среднюю).
  5. В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
  6. При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
  7. Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.

Виды карамболя

Однобортный

Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков. Результативным считается удар, если:

  • биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
  • биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.

В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.

Трёхбортный

Цель аналогична цели однобортного карамболя. Результативным считается удар, если:

  • биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
  • биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
  • биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
  • биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.

Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар дошёл до другого борта ).

Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.

Открытая партия


Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.

Кадре 47/1


На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь, потом биток или красный шар соперника должен покинуть зону. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.

Кадре 74/2


На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.

Артистический карамболь

В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.

Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.

Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.

По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).

Бильярдные игры: виды бильярда, карамболь.

Понравилось? Поделись с Друзьями!