Карамболь — бильярдная игра

игра в карамбольКарамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.
Игра в бильярд Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудован. ВСА стандартам.
Шары, используемые в игре Карамболь, один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнен. удара битком. Красный же шар битком не может быть.
В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.
Правильным будет считаться удар по битку, если наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющ. удар, выбирается следующим образом:
1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальн. соревнованиях).
2. Жребием.
Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальн. удар или уступает его противнику.
Карамболь - бильярдная игра Карамболь - бильярдная игра Карамболь - бильярдная игра Карамболь - бильярдная игра Карамболь - бильярдная игра Карамболь - бильярдная игра Карамболь - бильярдная игра
Раскат, т.е. розыгрыш начальн. удара в игре «Карамболь».

На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к задн. борту и обратно к борту переднему. Выигрывает право перв. удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен хоть однажды коснуться. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:
1. Шар оказался на половине стола соперника.
2. Шар не коснулся задн. борта ни разу.
3. Шар выскочил за пределы стола.
4. Шар дотрон. до красного шара.

Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определ., какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронн. может и не быть).

Выбор битка в игре «Карамболь».

Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбир. биток (помеченн. или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).

Первый прицельный шар в игре

Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре «Карамболь с четырьмя шарами») и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре «Карамболь с четырьмя шарами»), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.

Нога на полу при игре Карамболь.

Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.

Вы когда-нибудь задумывались, как вы воспринимаете внешний мир? Прежде всего вы должны начать с себя и понять самого себя в этом мире.

Удар во время движения шаров

Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте, движущимся считается.

Завершение удара.

До тех пор удар считается не завершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).

Фол при соприкос. шаров.

Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.

Фол при двойном ударе в игре Карамболь.

Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка долее одного раза. Решение судьи о том, что наклейка кия соприкасалась с битком во время его прикосновения к прицельному шару — считается фолом.
Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением.

Фол при пропихе

Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.

Выскочивший биток.

Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.

Общие правила при фоле.

Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:
-У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
-Не засчитываются ранее набранные очки.

Неправильный перескок в игре «Карамболь».

Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.

Наказание при умышленном фоле.

Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия (наконечником, шафтом и т.д.) и ничем более. Согласно правил такие удары — нарушение.
Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что, повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.

Самопроизвольно двигающиеся шары в игре «Карамболь».

Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть оставлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.

Ответственность игрока за нарушение правил в игре

Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.

Выскочившие шары.

Выскочившими считаются шары, которые после удара вышли за пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.
А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.п. «Выставление выскочивших шаров»).

Вмешательство, которое не вызвано игроком.

Если во время созтязания произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.

Определение правильного отыгрыша в игре Карамболь.

Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).

Ограничение на количество отыгрышей.

Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Будет нарушением это правило не выполнить. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы.)

Удар после отыгрыша

Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).

Выставление выскочивших шаров.

Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
Если передняя отметка занята, то на заднюю отметку выставляется, а если и она занята, то на среднюю выставляется.
Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку. (Если она занята, то биток на заднюю отметку выставляется, если и она занята, на среднюю выставляется).
Если красный прицельный шар выскочил, то он на заднюю отметку выставляется. (Если же она занята, шар на переднюю отметку выставляется, если и она тоже занята, то на среднюю).
В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.

Виды карамболя.

1. Однобортный.

Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков.
Результативным считается удар, если
а) биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.
В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.

2. Трёхбортный.

Цель аналогична цели однобортного карамболя.
Результативным считается удар, если
а) биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
б) биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
в) биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
г) биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.
Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар до другого борта дошёл).
Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.

3. Открытая партия.

Особенности открытой партии.
Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.

4. Кадре 47/1.

Особенности.
На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь., потом биток или красный шар соперника зону должен покинуть. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.

5. Кадре 74/2.

Особенности.
На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.

6. Артистический карамболь.

В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.
Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.

Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других играх бильярдных, в иных видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.
По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).